Онлайн-племена и новые отношения в маркетинговых коммуникациях

TribesЧем для маркетологов и PR-специалистов могут быть полезны различные социальные сети, в которых люди объединяются в последние годы по какому-либо признаку? Тем, что, используя характерные черты поведения пользователей в них, вы можете добиться большего эффекта в плане маркетинговых коммуникаций. Только надо знать как. Вот об этом и расскажем.

Прежде, чем подробно описать особенности онлайн-сообществ, напомним, что об этом уже хорошо написал когда-то Сет Годин в книге “Tribes”.

Итак, подробнее об особенностях форумов, групп и сообществ с точки зрения маркетинга.

 

  1. Племена: высокая степень доверия?и продолжительное время контакта?

Племена – это сообщества длительными взаимоотношениями, где все друг друга хорошо знают, привыкли к особенностям общения каждого из членов коллектива и где понимают друг друга по определённым, принятым в этом обществе терминам, жаргонам, словечкам.

Хорошим примером таких сообществ является «уютная жжешечка», в которой сложились яркие племена  авторов и их фанатов, культура общения и комментариев.

Также можно считать племенами игровые сообщества и некоторые тематические группы в Facebook, хотя таковых довольно мало в столь крупной социальной сети.

Когда вы решите войти в такое сообщество с тем, чтобы продвигать свой бренд или, как минимум, «кинуть ссылку» в группу, вам потребуется предварительно изучить «повадки» членов племени, их особый язык и правила публикации постов. Вам придётся столкнуться с премодерацией публикаций и требованием модераторов соблюдать предписанные правила сообщества, порой довольно жёсткие.

В общем, будьте готовы пройти череду «инициаций» прежде, чем вас согласятся признать равноправным членом племени.

 

  1. Экосистемы: низкая степень доверия, но продолжительное время контакта

Значительным примером экосистемы может служить любая социальная сеть: Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest…

Почему? Ну, вот смотрите. Возьмём Facebook. Вроде, у каждого пользователя есть возможность добавить во френды всех своих друзей, родных, близких и хороших знакомых. Этим и ограничиться, составив своего рода «цифровое племя».

На деле же пользователи Facebook набирают к себе во френды сотни и тысячи совершенно незнакомых им людей. Более того, предприниматели, владельцы и руководители компаний стремятся за счёт добавления в друзья целевой аудитории расширить свой круг влияния, увеличить клиентскую базу, чтобы в дальнейшем продавать каким-то образом свой товар.

Получается, что степень знакомства и вовлечённости крайне низкая, тогда как вовлечённость у некоторых авторов может зашкаливать, если они владеют мастерством копирайтинга и знают, как грамотно выстраивать в социальных сетях «маркетинговые коммуникации».

Стоит признать, что такими навыками обладают далеко не все, а штатных инструментов сами социальные сети для нетворкинга и бизнес-публикаций предлагают крайне ограниченное количество.

  1. Стаи: высокая степень доверия, но короткое время контакта

Коротко о двух других вариантах. Стаи образуются вокруг какого-либо события. Люди на короткое время «сбиваются в стаи» в социальных сетях и взаимодействуют друг с другом. Например, по поводу только что прошедшей конференции, выставки или на тему вручения «Оскара» какому-либо киноактёру.

Самый простой, удобный и мощный маркетинговый инструмент в применении к «стаям» — это хештег.

При помощи хештегов можно объединить и направить «стаю» в нужном для маркетинговой коммуникации направлении.

 

  1. Краткие знакомства и короткое время контакта

Краткие знакомства, чаще возникают, на сервисах «вопросов и ответов», на онлайн-форумах, в комментариях к постам. Люди ищут ответ на какой-то вопрос, задают его, скажем, в «Ответы Mail.ru», получают обратную связь и уходят восвояси, никогда больше не коммуницируя друг с другом.

Наилучшим образом в плане маркетинга и продвижения бренда выступают здесь короткие ответы со ссылкой на более подробную статью, размещённую, разумеется, на вашем корпоративном сайте. Можно и подробно ответить на вопрос, но ссылка при этом обязательна.

Более сложный вариант – отвечать без ссылки в посте, но с детальным описанием бренда в профайле эксперта. Такое тоже работает, хотя имеет отложенный эффект.

Вы можете воспользоваться любым из вариантов приведённой информации об особенностях онлайн-сообществ для построения маркетинговой коммуникации в вашей компании и «воронки продаж».